ВАЗ 2121 "НИВА"
Автомобиль ВАЗ-2121 "Нива" - конструкторская разработка АО "АВТОВАЗ".
Выпускается с 1977 года. Это автомобиль для езды по бездорожью, путешествий
в труднодоступные места, поездок на охоту и рыбалку. Складывающееся заднее
сиденье позволяет размещать и перевозить различные грузы. Разъем двери
багажника по уровню пола обеспечивает удобство погрузки и выгрузки.
"Нива" — автомобиль повышенной проходимости с постоянным неотключаемым
приводом всех колес (у внедорожников до "Нивы" такой был только у "Рейндж
Ровера") с межосевым блокируемым дифференциалом и раздаточной коробкой с
понижающим рядом. Автомобиль обладал очень прогрессивной конструкцией,
сочетавшей отличные внедорожные качества с комфортом легкового автомобиля, и
практически не имел на то время аналогов. Успешно экспортировался во многие
страны. Автомобиль стал одним из первых представителей так популярных нынче
"паркетных" внедорожников.
Кузов - цельнометаллический, несущий, трехдверный, оборудован ремнями
безопасности. Передние сиденья - с подголовниками, регулируются по длине и
наклону спинок, откидываются вперед. Заднее складывается для увеличения
багажного отделения. По заказу автомобиль комплектуется задним стеклом с
электрообогревом, очистителем и омывателем заднего стекла.
Еще одной особенностью этой уникальной машины было использование узлов
легковых машин. Так, ее двигатель был создан на базе 2106, коробка передач и
задний мост также заимствованы от этой машины. Несмотря на это, "Нива"
обладает уникальной для такой машины проходимостью.
На автомобиль устанавливалась 4-ступенчатая коробка передач с
синхронизаторами на передачах переднего хода, либо 5-ступенчатая коробка
передач. Раздаточная коробка - двухступенчатая, с межосевым дифференциалом,
имеющим принудительную блокировку. Карданная передача состоит из
промежуточного карданного вала (соединяет коробку передач с раздаточной
коробкой) и карданных валов привода переднего и заднего мостов.
Передняя подвеска независимая, на поперечных качающихся рычагах, с
цилиндрическими пружинами, гидравлическими амортизаторами и стабилизатором
поперечной устойчивости. Задняя - зависимая, с цилиндрическими пружинами,
гидравлическими амортизаторами, четырьмя продольными и одной поперечной
штангами.
С момента начала производства выпускались модификации с рядным
четырехцилиндровым карбюраторным бензиновым двигателем объемом 1,6л
(ВАЗ-21210). Появившаяся позже модификация 21211 с мотором 1,3 успеха не
имела.
В результате модернизации 1993 года, на свет появилась новая модель
"Тайга", которой был присвоен индекс "ВАЗ-21213". Это четырехместный
легковой автомобиль повышенной проходимости с постоянным неотключаемым
приводом всех колес. Со своей предшественницей "Нивой" эти модели похожи как
сестренки-близняшки. Трудно поверить, что между этими модификациями 16 лет.
В течении этих лет завод не вносил почти никаких изменений в конструкцию
2121. Да и осуществленные в 21213 изменения "тянут" скорее на
косметические...
Внешне новая машина отличается измененной задней частью кузова. У
21213-ой "длинная", до бампера третья дверь и новые задние фанари. Грузить
что-либо в багажный отсек стало гораздо проще. С задней двери исчез замок,
который постоянно забивался грязью. Открыть ее можно только из салона.
Правда, расположение рукоятки, открывающей багажник, под локтем заднего
левого пассажира удачным назвать трудно: действовать приходится "на ощупь".
А заполнить багажник мелкими предметами до полки не удастся - "длинная"
дверь делает 213 немножко "самосвалом". Бампера теперь красят в светлосерый
цвет, что практичнее, чем прежний неокрашенный алюминий.
В салоне новая панель, новые сиденья, новые облицовки. Панель приборов
теперь "а-ля"-21083. Только вот блик от нее ночью подсвечивает ветровое
стекло. Новые сиденья тоже сделаны по образу и подобию "восьмых". Они
удобнее и современнее прежних. А вот механизм, который для прохода заднего
пассажира откидывает спинку и сдвигает сиденье вперед, не надежен - через
полсотни срабатываний он выходит из строя, из-за появившихся перекосов,
спинка не желает вставать на место. Пластмассовые панели задних боковин
скрипят и проминаются от легкого нажатия. Зато теперь рядом с левым задним
пассажиром в боковине есть карман - в нем можно храниь тряпку или еще что
нибудь.
Двигатель тоже обновлен. Рабочий объем увеличен до 1700 см. Применены
бесконтактная система зажигания и карбюратор типа "Солекс" - опять же "а-ля"
"восьмерка". Невидимое, но очень серьезное усовершенствование - новая форма
камеры сгорания. Доработка мотора вместе с изменениями в трансмиссии
позволили заметно снизить расход топлива.
В трансмиссии новой машины пятиступенчатая коробка передач и главные
передачи с передаточным числом 3,9. Применены усиленные крестовины (к
сожалению это не означает более долговечные). Изменился их размер и
появились пресс-масленки для смазки. В приводе раздаточной коробки - ШРУС.
Цель его установки - снизить вибрации и шум трансмиссии.
В тормозной системе применены вакуумный усилитель и главный цилиндр от
"восьмерки". Усилие на педали уменьшилось, но колесо теперь лежит "вверх
ногами" и положить в него уже ничего нельзя. Кроме этого неимоверно
усложнилась процедура регулировки рулевого редуктора - теперь подлезть к
нему можно только кривой отверткой. В системе выпуска - новые глушители.
Корпуса их не сварные, а завальцованные, как у машин "восьмого" семейства.
Для внешнего рынка выпускалась модификация ВАЗ-21214 с центральным
впрыском топлива. В варианте исполнения "стандарт" - ВАЗ-21214-00. Этот
автомобиль - конструкторская разработка АО "АВТОВАЗ" с постоянным
неотключаемым приводом всех колес с межосевым блокируемым дифференциалом и
раздаточной коробкой с понижающим рядом..
В модельный ряд АО "АВТОВАЗ" также входила временно выпускавшаяся
переходная модификация 21219 - сочетание старого кузова 2121 и двигателя с
трансмиссией 21213. По заказу автомобили могут оснащаться дизельным
двигателем Peugeot рабочим объемом 1,9л (ВАЗ-21215).
Первоисточник: http://www.megacar.ru/